Scubility, 50 первых погружений

 

Несколько лет назад один мой друг спросил, не хочу ли я пройти инструкторский курс по работе с дайверами с ограниченными возможностями. Так я стал инструктором по курсу Scubility. Одним из чувств, которые я испытал во время своего обучения, была пассивная паника. Я играл роль слепого дайвера и надел черную маску, чтобы имитировать это. Все происходило на дав-сайте Голубой грот, на глубине примерно 7 м. Когда мой гид отпустил мою руку, мне было не на кого опереться и я не понимал, держусь ли я ровно, перевернулся ли вверх ногами или головой вниз, двигаюсь назад или вперед?.. Я почувствовал приступ пассивной паники и замер в воде. Я впервые осознал, как чувствуют себя люди, с которыми мы работаем, если мы не поддерживаем постоянный контакт с ними.

Проект «Фиолетовые ласты» 

В то время я даже не представлял, насколько мне понравится обучать дайвингу людей с ограниченными возможностями. Я не могу описать словами то чувство, которое приходит ко мне в воде во время терапевтических занятий по курсу Scubility. Я начал работать с группой дайверов, прошедших курсы Scubility, и мы придумали себе название «Фиолетовые ласты». Среди команд, с которыми мы занимались, были Группа адаптации бойцов в Форте Стюарт, Джорджия, Группа психического здоровья в Национальной Академии Наук, Джексонвилль, и лечебное учреждение Эйзенхауэра, также расположенное в Джексонвилле. 

Вскоре после завершения своего курса я получил возможность провести терапевтическое занятие по Scubility для Группы адаптации бойцов в Форте Стюарт, Джорджия. Полученный опыт закрепил мое желание проводить такие программы. Мы провели некоторое время в Форте Стюарт, работая с разными людьми и помогая им познакомиться с дайвингом. Несколько человек захотели получить сертификаты, и мы решили провести для них погружения в открытой воде на выходных. Всего у нас было девять студентов, и один из них очень волновался. Его сопровождала служебная собака, и он не принимал участия ни в каких групповых занятиях. Он предпочитал держаться сам по себе подальше от группы. Мне было поручено работать с этим человеком индивидуально и начать с погружений в бассейне.  Когда мы приехали на естественный водоем, чтобы завершить обучение, мы одели его в такой же гидрокостюм, как и у меня. Он сказал, что расцветка костюма очень похожа на одежду героев фильма «Люди Икс», и захотел сфотографироваться вместе со мной в подводном снаряжении. Это был признак того, что он начинает чувствовать себя комфортнее не только в плане дайвинга, но и по отношению к группе. После погружений мы начали оформлять документы. Наблюдая за тем, как дайверы заполняют свои бумаги, мы отметили, что его тревога рассеялась и он сидит в центре группы, разговаривая с остальными. Это был значительный прогресс, и все мы почувствовали, что достигли чего-то особенного.

Работа с трудностями 

Вторым событием, которое сильно повлияло на меня, стало упражнение на плавучесть в бассейне. Когда наши клиенты начинают лучше контролировать свою плавучесть, мы подводим их к месту перепада глубин в бассейне (с 1,2 м до 3,6 м). Мы просим их зависнуть, держась пальцами за край на глубине 1,2 м. Это позволяет им почувствовать, на что похожа невесомость. В этот день работа с одним из студентов давалась мне с трудом. Ему было непросто выполнить это упражнение, и к тому же он явно из-за чего-то переживал. 

Когда мы всплыли на поверхность, чтобы обсудить это, я отметил, что он кажется немного напряженным и плохо контролирует свою плавучесть. Он ответил, что у него некоторые неприятности. Я сказал, что все, о чем он думает, не позволяет ему расслабиться. Ему нужно довериться процессу и отпустить все, что его держит. Как только у него это получилось, он смог гораздо лучше удерживать свою плавучесть. 

Раз в неделю мы занимаемся в бассейне с клиентами из госпиталя Эйзенхауэра. Я нахожусь в постоянном контакте с физиотерапевтом из этого же госпиталя, чтобы убедиться в том, что в бассейне мы обучаем такому же дыханию, что и в ходе терапевтических занятий в этом лечебном учреждении. У людей, с которыми мы работаем, наблюдались травматические повреждения головного мозга, ПТСР и другие травмы. Многие из них ощущают уменьшение симптомов и/или боли, когда они находятся в бассейне на занятиях по дайвингу. Когда я вижу, как уходят их тревога и робость и люди начинают чувствовать себя комфортно и смеяться, я испытываю огромное удовлетворение. В результате эти занятия становятся для них способом найти свой «островок безопасности», когда они имеют дело с ситуациями, выходящими из-под контроля. 

От тревоги к спокойствию 

Одна из студенток очень волновалась, когда впервые пришла к нам в центр на занятия. Во время двух первых посещений она не проявляла никакого интереса даже к тому, чтобы зайти в воду. Ей нравилось просто сидеть рядом с бассейном и наблюдать, что там происходит. В течение следующего месяца она стала одной из лучших при выполнении всех навыков, которые мы отрабатывали в бассейне. Мы отрабатываем со студентами некоторые навыки, чтобы убедиться, что они находятся в безопасности, ныряя в бассейне, но после завершения этих упражнений важное значение приобретает дальнейший опыт. 

Как правило, к третьему занятию более опытные студенты хотят поплавать в глубокой части бассейна. Когда мы находимся там, мы делаем все, что придет нам в голову, начиная от лежания на дне бассейна до игры в крестики-нолики на слейтах или метания подводного диска. Спустя примерно пять или шесть занятий Джилл больше не сидела на бортике бассейна, а смогла выполнить все задачи, которые мы перед ней поставили. 

Как только она включилась в процесс обучения и перестала думать о том, что ее тревожит, все пошло наилучшим образом. В итоге она сама стала помогать другим людям преодолевать тревогу и чувствовать спокойствие. Невозможно выразить словами, что ощущаешь, когда люди, с которыми ты работаешь, не только учатся у тебя, но и приходят на помощь друг другу. Вы должны испытать это сами.

История Габриэля 

Однажды к нам в дайв-центр зашел молодой человек и сказал, что хочет научиться нырять с аквалангом. Этот парень произвел на меня большое впечатление. Правая рука Габриэля была парализована в результате несчастного случая на военной службе. С самого первого дня он поставил перед собой задачу стать сертифицированным дайвером. Он не был похож на других. Внутри него горел огонь, который только и ждал, чтобы его раздули, поэтому я плеснул на него бензина. 

Мы собрали для него снаряжение, проведя все шланги от регулятора слева, чтобы он мог достать до них. Компенсатор был настроен так, чтобы он мог управлять своей плавучестью левой рукой и вытягивать шланг, чтобы поддуть компенсатор плавучести ртом. И наконец, мы подвесили его основной регулятор на ошейник. Но мы сделали это только после того, как он смог успешно выполнить все навыки, включая поиск регулятора. Он даже научился снимать и надевать BCD под водой с помощью только одной руки. Я сам отрабатывал все навыки, пользуясь только одной рукой, - так, как их выполнил бы Габриэль. Если вы хотите бросить себе вызов, проведите все шланги с левой стороны и попробуйте снять и снова надеть ВСD под водой только левой рукой. Это гораздо сложнее, чем вы думаете. Нередко Габриэль сам предлагал различные варианты выполнения навыков. После завершения курса он получил сертификат Scubility DB1.

После того как он совершил несколько погружений самостоятельно, он снова пришел к нам на курс Advanced Adventure Diver. Габриэль смог выполнить все необходимые навыки для завершения этого курса по системе SDI. Во многих случаях, благодаря своей уверенности, он эффективнее выполнял навыки одной рукой, чем некоторые люди с двумя действующими руками (попробуйте как-нибудь поработать с компасом, пользуясь только одной рукой). Получив сертификат уровня Advanced, он много путешествовал и нырял в разных экзотических местах. Недавно он провел свое сотое погружение. Габриэль по-прежнему иногда приходит к нам в бассейн, чтобы поплавать с клиентами на занятиях по курсу Scubility (они любят его, поскольку он является наглядным примером того, чего они могут достичь).   

50 первых поцелуев 

Позвольте мне закончить эту статью еще одной историей о том, как интересны наши тренировки. На одном из занятий ко мне подошла бывшая военнослужащая с перенесенной травмой головного мозга. Она сказала, что на следующей неделе мне придется повторить с ней все то же самое, поскольку она ничего не запомнит. Она спросила, смотрел ли я фильм «50 первых поцелуев», и обещала, что все будет «прямо как в кино». Поэтому мы решили, что между собой будем называть ее занятия «50 первых погружений».

Людям, которые приходят к нам на терапевтические занятия по курсу Scubility, действительно нравится проводить время в бассейне. Терапевты тоже дают очень положительные отзывы о нашей работе. Похоже, что больше всего люди говорят о навыке очистки маски от воды и больше всего они гордятся тем, что им удалось справиться именно с этим навыком. Он позволяет им почувствовать себя уверенными в себе и полноценными, поскольку при его выполнении человек должен полностью отвлечься от всего, что его беспокоит, и контролировать свое желание вдохнуть через нос. Мы усердно работали над тем, чтобы скоординировать эту программу с терапией в медицинском учреждении. Мы уделяем основное внимание дыхательным техникам и релаксации или отпусканию. 

Если у вас есть возможность пройти курс Scubility или стать инструктором Scubility, я очень рекомендую это сделать. Вы никогда не думали, что можно стольким делиться! Я провел много времени, ныряя в самых разных местах по всему миру, и я много чего видел под водой, но должен сказать, что больше всего я люблю проводить курсы Scubility. Поговорите с местными дайв-центрами и узнайте, есть ли у них программы, в которых вы сможете участвовать. Вы можете пройти курс Scubility по системе SDI и начать помогать другим или делиться своим опытом. Вы точно не пожалеете.

 


+7 (925) 50-74-776
+7 (916) 49-49-747