Как достать до вентилей на спарке?
By Richard Devenny.
С учетом растущей популярности сайдмаунта можно подумать, что старая добрая спарка осталась не у дел. Однако множество дайверов по-прежнему решают начать знакомство с техническими погружениями именно со спаренными баллонами. Один из навыков, которым необходимо твердо овладеть при знакомстве с техническим дайвингом, это перекрывание вентилей на спарке. Это может оказаться трудной задачей для многих дайверов, включая тех, кто давно ныряет со спаркой.
Иногда может показаться, что вы выполняете упражнение на координацию, когда надо погладить себя по животу и похлопать по спине. Как только вы думаете, что справились, оказывается, что вы хлопаете по голове вообще кого-то другого. Верный признак того, что вы думаете об этом слишком много. Дотянуться до вентилей может быть сложно по множеству разных причин. Нередко дайверы пытаются решить эту проблему самостоятельно и вносят в свою конфигурацию вроде бы логичные изменения, которые на самом деле всё только усложняют. Вот, что можно предпринять, чтобы немного упростить себе жизнь.
Но для начала хотелось бы сказать, о чем не говорится в этой статье.
Она совсем не про то, как проводить вентильный цикл, перекрывать или крутить вентили, или как вы еще это называете. Как вы крутите эти ручки за вашей головой, решать только вам, желательно после подробного обсуждения разных подходов с вашим инструктором. В интернете также легко найти мнения о том, как и зачем это делать. Эта статья о том, что помогает большинству дайверов относительно легко дотягиваться до вентилей и на что можно обратить внимание. Перекрывание вентиля на спарке не должно вызывать у вас существенных трудностей, если только у вас нет травмы, нарушающей подвижность в плечах, руках или спине. Хотя достать до вентилей гораздо проще в мокром костюме в теплой воде, это должно быть достаточно просто и в сухом костюме, теплой поддеве и сухих или мокрых перчатках. Давайте начнем сначала; правильно соберем снаряжение.
Баллонные ремни.
Как бы вам ни хотелось поэкспериментировать с высотой баллонных ремней - не стоит. Верхний ремень должен располагаться как можно выше на баллонах, то есть непосредственно перед началом закругления к горловине. Нижний ремень по стандарту находится на расстоянии 28 см. Это оптимальное положение для расположения ремней. В любом случае, вы физически не сможете разместить их выше. Если вы опустите их, вам будет только труднее дотягиваться назад.
Когда вы хотите опустить ремни на баллонах, вы полагаете, что так вентили будут ближе к рукам. Но это не так. Вентили окажутся выше, но и дальше от вас. Это происходит потому, что ровная спарка находится на скругленной спине. Если сдвинуть спарку вверх, она окажется дальше от ваших пальцев. Кроме того, поскольку при этом изменяется положение спарки, это также повлияет на ваш трим под водой. Оставьте ремни на месте.
Не трогайте изолирующий вентиль.
Нет, если вы повернете изолирующий вентиль так, что он будет направлен под углом вниз, легче вам не станет. При этом увеличивается угол, под которым вы должны будете согнуть запястье, чтобы как следует взяться за ручку вентиля. Чем больше согнута ваша рука в запястье, тем менее точны движения рук и пальцев. Проведите тест - представьте, что у вас в руке отвертка, и попробуйте закрутить воображаемый болт. А теперь согните запястье под углом 90 градусов и попробуйте еще раз. Надеемся, вы занимаетесь этим не у всех на виду.
Спинка и подвесная система.
Очень важно правильно настроить спинку и подвесную систему. Это влияет на ваш трим и, точно!, на то, сможете ли вы достать до вентилей или нет... Самая простая конфигурация работает лучше всего: моностропа и брасовый ремень. Если у вас некрупная фигура, то и спинка вам нужна небольшая.
Давайте начнем с плечевых ремней. Должны ли они быть ослаблены? Затянуты? Нужно ли быть Гарри Гудини, чтобы надеть снаряжение? Нет. Плечевые лямки должны быть затянуты настолько, чтобы, надев подвесную систему, вы могли с легкостью дотянуться назад и коснуться верхней части спинки. Если у вас это не получается, подтяните ремни. Если вы можете дотянуться до спинки и все еще надеть подвесную систему без акробатических номеров, странных гримас или кряхтения, то ремни затянуты так, как нужно. Если плечевые ремни слишком ослаблены, спарка будет съезжать вниз. При этом вентили окажутся далеко, а ваш трим ухудшится, поскольку, скорее всего, голова поднимется немного вверх. Это, в свою очередь, приведет к тому, что из-за своего веса спарка съедет дальше вниз по спине. Весьма досадная причинно-следственная цепочка, и все только из-за ослабленных плечевых ремней. Небольшой совет, который поможет выравнять длину плечевых ремней: встаньте на брасовый ремень и приподнимите спинку за оба плечевых ремня. Вы сразу увидите, одинаковой ли они длины или нет.
Кроме того, не забудьте сдвинуть D-кольца в нужные места, если вы вносите какие-либо изменения. Обратите внимание и на длину брасового ремня. Очевидно, что если он затянут слишком сильно, это не очень хорошо для репродуктивной системы; ваше тело само подскажет вам это. Более вероятно, что он будет слишком свободным. Если он слишком затянут, он будет тянуть подвеску и спарку вниз, при этом они окажутся дальше от ваших рук, когда вы тянетесь назад. Если он слишком ослаблен, то спарка будет подниматься наверх так же, как и в случае слишком низко расположенных баллонных ремней. Надев спинку и застегнув пряжку ремня, подтяните брасовый ремень. Его верхний конец должен располагаться на дюйм выше пояса.
Кстати, что насчет поясного ремня? Он должен сидеть удобно - не слишком болтаться, но и не как корсет. Возможно, сейчас не время интересоваться, носите ли вы чулки... После того, как вы что-либо измените, следуя советам выше, наденьте подвеску и проверьте, можете ли вы по-прежнему дотронуться до верхней части спинки. Если да, то ваша работа здесь закончена.
Гибкость.
Если вы внесли все вышеуказанные изменения, но у вас по-прежнему возникают трудности, то, по крайней мере, мы уменьшили перечень возможных причин. Остаются три важных фактора: гибкость, сухой костюм и ход мыслей. Что касается гибкости, то большинство людей, особенно среднего возраста, не гибкие. Тем редким счастливчикам, которые могут похвастаться особой гибкостью, все же стоит обратить внимание на изложенные выше факторы; возможно, их причудливые выкрутасы компенсируют ошибки при сборке снаряжения. Это может улучшить и другие аспекты ваших навыков дайвинга.
Дотягиваемся назад.
Так как же дотянуться до вентилей? Приготовьтесь снова выглядеть глупо. Встаньте прямо. Держите голову прямо и смотрите вперед. Теперь выпрямите руку и поднимите ее до линии плеч. Согните руку в локте и достаньте до воображаемых вентилей. Запомните, докуда вы дотянулись. Теперь выставите локоть вперед перед собой и снова потянитесь рукой назад. Видите, насколько дальше получилось?
Должно получиться дотянуться немного дальше. Но мы еще не закончили. Сделайте это снова. Если вы не можете дотянуться еще дальше, поднимите голову вверх. При этом вы должны получить чуть большую свободу движения. Сколько вы видели дайверов, кто делал это упражнение, опустив голову вниз? Наверное много. Надеюсь, теперь вы видите, что это неудобно. Это также плохо для восприятия окружающего, но это тема другой статьи. Различия в этих движениях представляют собой просто механику доступных телу движений. В первом примере вы использовали только ограниченный диапазон движений вашего локтя. Во втором и верном примере вы задействовали плечо. Кстати, вы можете схватиться за что угодно, например, за первую ступень, а затем нащупать пальцами вентиль. Кроме того, чтобы достать до среднего вентиля, вы можете положить руку на затылок и поднять голову вверх. Это действительно помогает. Обычно в сухом костюме сложнее всего дотянуться именно до среднего вентиля. До него и до левой стойки, потому что большинство людей - правши. Не ведущая рука, как правило, менее гибкая.
Сухие костюмы и поддевы.
Это существенный фактор, и, к нашему сожалению, мало что можно сделать, если у вас уже есть неподходящий костюм, уж извините. Какой сухой костюм правильный? Все довольно просто - это костюм подходящего размера, который обеспечивает вам достаточную подвижность и тепло; и эти два фактора непосредственно связаны друг с другом. Для большей теплозащиты нужно надевать либо неопреновый сухой костюм, либо больше слоев поддевы в костюме из триламината. И то, и другое ухудшает подвижность. Чтобы правильно подобрать размер, нужно немного подумать наперед. Если вы ищете сухой костюм, подумайте о самой холодной воде, в которой вы собираетесь когда-нибудь нырять. Сухой костюм должен быть достаточно большим, чтобы надеть поддеву нужного размера и по-прежнему иметь достаточную подвижность.
Не стоит выбирать слишком большой костюм; в нем будет больше места для перемещения воздуха, и это повлияет на ваш трим. При этом вам нужно иметь достаточно места в области груди, чтобы можно было разворачивать плечи. Точно так же, рукава должны быть достаточно длинными, чтобы вам было удобно вытягивать руки. Мало что можно сделать, если у вас короткие руки. Обтюраторы не должны задираться на запястьях, а пальцы не должны упираться в концы сухих перчаток. Всегда выбирайте индивидуальный пошив для сухого костюма и сообщайте производителю толщину поддевы, которую вы собираетесь использовать. Также подумайте о длине костюма. Вы пожалеете, если просто наденете костюм и почувствуете, что он сидит как перчатка, а затем поймете, что не потянулись, чтобы оценить, насколько в нем удобно. Телескопические костюмы дают вам некоторую свободу в этом отношении. Важен и тип гидрокостюма. Неопреновые костюмы больше ограничивают свободу движений по сравнению с костюмами, изготовленными из триламината. Это особенно чувствуется, когда вы вытягиваете руки. Вам может быть трудно доставать до вентилей из-за швов под мышками. То же самое касается и поддевы. Чем она толще и чем больше слоев вы надели, тем больше вы будете ощущать себя Зефирным человеком из «Охотников за привидениями». Речь идет о том, чтобы найти баланс между теплом и подвижностью. Сегодня выпускаются удивительно тонкие, но теплые поддевы, и вам стоит пройтись по магазинам и поговорить с другими дайверами об их опыте.
И последнее о сухих костюмах. Неважно, используете ли вы сухой костюм для управления плавучестью или просто добавляете немного воздуха, чтобы не допустить обжима, в нем должно быть достаточно газа для того, чтобы вы могли двигаться. Как-то глупо даже говорить об этом, но вы можете легко отвлечься и именно поэтому быть не в состоянии достать до вентилей, хотя только вчера это получалось.
Сухие и мокрые перчатки.
Когда я работал в Исландии, у меня были прекрасные сухие перчатки Ultima. Перед тем, как купить их, я пользовался трехпалыми перчатками толщиной 5 мм. Хотя руки в них совсем не мерзнут в воде температурой 2 градуса, в них практически невозможно что-либо сделать. Опять нужно искать компромисс между теплом и свободой движений. Тонкие перчатки помогают, но если вы не чувствуете пальцы, потому что они онемели, вы не сможете повернуть вентиль, даже если сможете достать до него. Это личный выбор каждого, но я чувствую себя лучше в сухих перчатках.
Перед погружением.
После того, как я надел поддеву, я вытягиваю руки вверх. И делаю то же самое, надев сухой костюм. Затем, когда я надеваю подвесную систему, я снова вытягиваюсь и подтягиваю наверх костюм перед тем, как застегивать поясной ремень. Оказавшись в воде на поверхности, если позволяют условия, я закрываю стравливающий клапан, поддуваю костюм и растягиваюсь. Не как морская звезда - я вытягиваю вверх одну руку и противоположную ногу. Несколько раз на каждую сторону. И после этого я полностью готов. Это выглядит смешно, но в корне меняет все дело.
Главное не забыть снова открыть клапан...
Трим в воде.
Подумайте о том, какой вес у вас на спине. Если вы хотите, чтобы он оставался на своем месте - держитесь горизонтально. Правильно настроенная подвесная система не даст спарке соскользнуть, если вы немного поднимитесь головой вверх, но дело не столько в этом. Дело в том, что теперь под массой спарки плечевые ремни действительно натянулись. Это влечет за собой два последствия: вам сложнее двигать руками и вы физически напряжены. Ни то, ни другое не хорошо.
Ход мыслей.
Вот, что происходит, когда вы пытаетесь дотянуться до вентилей. Вы вытягиваете руки, чтобы выжать еще пару миллиметров. При этом они напрягаются и не могут свободно двигаться. Пока вы этим занимаетесь, ваша голова опустится вниз и вы будете так сосредоточены на движении, что утратите самовосприятие. Ваше дыхание участится, поэтому ваша плавучесть изменится и вам придется следить еще за одним фактором. Из-за напряжения вы утратите правильный трим и тогда до спарки будет трудно достать в любом случае. В итоге вы перегружены задачами, теряете плавучесть, трим, вам трудно дышать и вы напряжены. Затем вы бросаете это дело и сердитесь. Из-за этого вы еще больше напрягаетесь во время второй и третьей попыток. В конце концов, вы выйдете из воды и будете ругать себя по этому поводу весь остаток дня. Эта проблема завладела вами целиком. Всего одна эта дурацкая вещь.
Как же избавиться от этого? Перед тем, как отрабатывать любой навык, крайне важно занять нейтральную позицию. И я не имею в виду плавучесть (она сама собой разумеется). Речь идет о физической и психологической готовности, вы чувствуете себя уравновешенным и в целом спокойным. Следующий шаг трудно переоценить. Расслабьтесь. Как только вы напрягаетесь, способность ваших мышц и сухожилий растягиваться уменьшается. Если вы чувствуете, что это происходит, просто остановитесь и снова сосредоточьтесь на расслаблении. Обратите внимание на дыхание, а затем продолжайте с того места, где вы остановились. Не торопитесь и следите за тем, чтобы не напрягаться. Вы почувствуете огромную разницу. Повторите это столько раз, сколько нужно, пока вы не сможете выполнить навык хорошо и медленно, а также максимально спокойно за один подход. Смысл не в том, чтобы сделать это , чтобы избавиться от этой необходимости. Просто этот навык нужно выполнять именно так. Вы сможете делать все быстрее, когда научитесь оставаться расслабленным.
Практика и еще раз практика.
Потрясающе, насколько возрастает уверенность в своих силах, когда вы наконец справляетесь с навыком после всех разочарований. Тренируйтесь, когда представляется такая возможность, и обращайте внимание на то, чтобы делать все плавно; а также на плавучесть, трим, восприятие и ваше расположение. Это не последнее, что расстроит вас во время обучения новым техникам и процедурам дайвинга. Важно продолжать двигаться вперед и не слишком казнить себя. Это совсем не про то, как проводить вентильный цикл, перекрывать или крутить вентили или как еще это можно назвать. Как вы крутите эти ручки за вашей головой, решать только вам. Это «руководство по устранению неисправностей», которое поможет вам улучшить некоторые детали и упростить выполнение навыка.
Пробовали ли вы последовать этим советам, чтобы достать до вентилей было проще?
Совет №1: Оставьте ремни на месте.
«Подумайте о том, какой вес у вас на спине. Если вы хотите, чтобы он оставался на своем месте - держитесь горизонтально». Не торопитесь и следите за тем, чтобы не напрягаться. Вы почувствуете огромную разницу. Вы сможете делать все быстрее, когда научитесь оставаться расслабленным. Попробуйте и расскажите нам, что у вас получается.
Перевод Маргарита Солоцкая.